Евгений Долматовский. "Рассказы о твоих песнях" |
Большое счастье - быть зачинателем и первооткрывателем. Много зачинов выпало на долю советских людей особенно в 30-с годы, в эпоху первых пятилеток: первая пустыне, первая колхозная весна... И в искусстве, и в литературе жила жажда зачинательства жажда псрвооткрытий. Можно представить себе, с каким веселым энтузиазмом приступала в 1933 году группа деятелей кино к постановке первого советского музыкального комедийного фильма "Веселые ребята". Звуковое кино делало свои первые шаги (оно начиналось необыкновенным фильмом "Путевка в жизнь"), и новая задача - музыкальная -была по тем временам задачей увлекательной и большой. Ее осуществление выпало на долю сотоварища Сергея Эйзенштейна по "Броненосцу Потемкину" режиссера Григория Александрова, артистки Любови Орловой и композитора Исаака Дунаевского.
Главным действующим лицом решено было сделать артиста Леонида Утесова, руководителя первого (и тогда чуть ли не единственного) советского джаз-оркестра. В те времена (да и не только в те времена) к джазу у пас относились по разному. Впрочем, для отрицания джаза были и серьезные основания: далеко не лучшие его образчики залетали к нам с Запада, джаз пришел вместе с нэпом и был, конечно же, далек от нашего нарождающегося советского народного искусства. Наш, советский, свой джаз родился с этим фильмом.
Итак, коллектив задорно и горячо взялся за музыкальную комедию. Исаак Дунаевский сочинил мелодию марша согласно заданию режиссера Александрова. Есть мелодия, к съемкам фильма уже приступили, но слов в марше нет. Первые попытки оснастить музыку текстом оказались неудачными.
И вот коллектив кинематографистов просит помощи у газеты "Комсомольская правда". В газете появляется объявление: готовится фильм, есть музыка, нужны слова. В конкурсе могут участвовать все желающие. Между прочим, ноты напечатаны в газете не были-- поэты должны явиться на киностудию, прослушать музыку.
На призыв "Комсомолки" откликнулись многие поэты, были среди них и известные, и знаменитые. Но написанные ими стихи не соединялись с музыкой. Забавно сейчас читать имеющиеся в архиве Григория Александрова варианты. В связи с тем, что песню должен был по сценарию петь пастух, предлагался и такой текст:
Так будь здорова, гражданка корова Счастливый путь, уважаемый бугайФильмы снимаются по плану, к тому же съемка зависит и от условий погоды. Положение становилось угрожающим - центральная песня не имела слов. И вдруг к Александрову и Дунаевскому явился сотрудник журнала "Крокодил", известный лишь как автор острых сатирических стихов, Василий Лебедев, писавший под псевдонимом Кумач.
За плечами у Василия Ивановича была работа в Бюро печати Реввоенсовета Республики в годы гражданской войны, работа в "окнах Роста", и газетах.
Лебедев-Кумач предложил вариант "Марша веселых ребят". Композитор и режиссер обрадовались строкам:
И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет.Началась работа. Но раз приходили Александров и Дунаевский в маленькую комнатку коммунальной квартиры, где мучался над строками новый участник создания первой советской музыкальной комедии. Все они были молоды, придирчивы, упрямы. Песня то казалась уже готовой, то могла вновь разонравиться композитору, или режиссеру, или исполнителю.
Задача ведь была трудная - не бездумная песенка для джаза, а легкокрылая формула жизни молодого поколения, комсомольского племени. Оттачивалась каждая фраза, на каждую строфу ложилась большая смысловая нагрузка.
Наконец песня сложилась, прозвучала в фильме. Ее полюбили и запели сразу. Просто для точности могу сказать, что были и нападки на эту песню - один из неудачливых участников конкурса, в то время бывший весьма известным поэтом, поднял большую бучу в печати, нагромоздил вздорные обвинения против авторов песни. Но песня легко перенесла эти несправедливые атаки.
Как естественно звучат сейчас строки;
Мы всё добудем, поймем и откроем: Холодный полюс и свод голубой.Но я прошу читателя иметь в виду, что полюс тогда еще не был открыт, а освоение "голубого свода" было лишь мечтой -- через четверть века Юрий Гагарин увидел голубое сия ние, а первые стратонавты Федосеенко, Васенко и Усыскин, поднявшиеся и дни ХVII партийного съезда на высоту, не -обычную для пассажирских самолетов, перед катастрофой передали из кабины стратостата, что видят черное небо...
А последующие строки этого четверостишия - они были написаны задолго до Великой Отечественной войны. Быть может, эти пророчества сделали песню такой родной людям страны, устремленной в грядущее.
Эту песню пели на стадионах, она звучала из тысяч уст во время парадов на Красной площади. Она стала знаком своего времени.
Особую роль сыграла эта песня и в истории нашего кино. Она была не иллюстративным материалом, не развлекательной пустышкой - она была героем фильма, действующим лицом. Это тогда оказалось новаторским шагом, определившим многое впереди. Советская песня в кино в дальнейшем развивалась по пути "Веселых ребят", в том направлении, когда песни становились знаменем фильма, выражали главную мысль, становились как бы сами героями.
Песня помечена 1934 годом -- годом выхода в свет картины, являвшейся и тогда большим событием, а теперь ставшей классикой советского кино.
Произошло немалое событие и в литературе: появился поэт-песенник, которому суждено было в дальнейшем замечательно выразить большие мысли и чувства времени, По-новому зазвучало музыкальное дарование Дунаевского. На новую дорогу вышел с этой песней Утесов.
Начался новый этап советской песни именно с этого "Марша веселых ребят".